Командное воспитание японских школьников

Вчера в субботу случайно посетил спартакиаду у сына в японской школе (начальная школа в городе Киото), случайно потому как недооценивал и особо не планировал, пришлось сдержать обещание. Спартакиада была посвящена так называемому Дню Спорта, оказывается, важнейшему событию в жизни японских школьников. Теперь уже понимаю, что недооценивал зря, наоборот получил огромное удовольствие, а также сделал ряд интересных наблюдений.

Вообще, День Спорта, или официально День Здоровья и Спорта, проводится в Японии с 1966 года (после Олимпиады в Токио 1964 года), обычно осенью в конце сентября или начале октября, в какой-нибудь субботний день. День Спорта в Японии очень значимый и практически является национальным праздником, в следующий понедельник дети, например, не учатся. В этот день все японские школы обязательно проводят масштабные спортивные мероприятия и фестивали, приглашаются родители, и мероприятие длится примерно с 8.30 утра и часов до четырех-пяти вечера. Вначале мне показалось, что мероприятие слишком растянуто, однако масштаб и значимость проявились в самом конце. 
 
 
В спартакиаде должны участвовать абсолютно все школьники, даже два мальчика инвалида на колясках не были освобождены и тянули канаты вместе со всеми. Дети были разделены на 4 команды по цветам: красные, синие, зеленые и желтые,
 
 
в каждой человек по сто, учащиеся с 1-го по 6-ой класс, типа 1"А" + 2"А" + 3"А" и т.д. Таким образом, обеспечивается важнейший принцип преемственности между старшими и младшими. На фото снизу можно увидеть скраю справа первоклашек и скраю слева шестиклассников, идут в ногу.
 
 
В каждом конкурсе первоклассники участвовали наряду с шестиклассниками, ничего не боясь, а старшие им помогали и подбадривали. Кстати, этот же принцип преемственности я уже неоднократно замечал в разных японских организациях, где все сотрудники внутри одного подразделения обязательно разного возраста (это отдельная тема, о ней позже). Видя такое взаимодействие, начинаешь понимать в чем важнейший секрет японцев - мощный командный дух, начинающий формироваться с самого раннего детства, с таких вот спартакиад. Вот откуда начинается Япония!
 
Дальнейшие мои наблюдения еще сильнее закрепили это мнение. Спартакиада состояла из не менее 15-ти различных конкурсов, и ни один из них не был индивидуальным. Все состязания носили исключительно командный характер, где одинаково боролись старшие и младшие, а также мальчики и девочки вместе. Это я тоже видел впервые, так как у нас обычно разделяют конкурсы для мальчиков и девочек. Надо сказать, что японские девочки вообще не уступали мальчикам не только в беге, но даже в силовых упражнениях. Т.е. в раннем возрасте японские девочки не уступают мальчикам в спортивном развитии, а иногда даже превосходят их. На фото снизу бег на 100 метров, эстафета, перетягивание канатов, было еще много других, в том числе силовых состязаний, где девочки участвовали наряду с мальчиками.
 
 
 
 
 
Особая значимость мероприятия проявилась в конце состязаний, когда команде победителей было трепетно вручено знамя школы, по виду довольно старое и выцветшее. Церемония вручения была очень торжественной, и чувствовалось волнение и ответственность принимавших знамя победителей - старшеклассников. Мне все это очень напомнило торжественные мероприятия, которые я еще застал в моей начальной школе, которые были так же организованы четко и значимо под эгидой пионерии. 
 
Родители в конце спартакиады также были вознаграждены очень зрелищным выступлением учеников 5-го и 6-го классов, которые показали спортивные и цирковые трюки довольно высокого уровня для обычных школьников. Дети, босиком на грунте, показывали всевозможные синхронные танцы и часто строили пирамиды друг на друге, на фото внизу видно, как девочки построили пирамиду в 5 этажей. Я, например, был очень впечатлен. 
 
 
 
Ну и в конце хочется сказать об организации. По моим прикидкам, никаких особых затрат школа не понесла. Это была как бы обычная спартакиада с использованием инвентаря, который и так имеется в каждой школе, спортивные снаряды, оборудование, мебель и прочее. Дети носили свою спортивную форму, которую и так родители покупают к школе, плюс разноцветные командные флаги и ленточки, которые также сохраняются в школе. Все было организовано самим преподавательским коллективом школы (не возложено только на физруков), человек 20-30 разного возраста активно работали на площадке с детьми и инвентарем, каждый контролировал свой участок. Чувствовалось серьезное и тщательное планирование мероприятия.
 
В общем нашим школам есть чему поучиться, а не жаловаться все время на отсутствие финансирования. Не только в финансировании все дело..
 

Facebook comments