Шумкарбек Адилбек уулу: Нам надо превратить животноводство в бизнес

Зампредседателя Ассоциации производителей молока "Чуйсут" рассказал "ВБ", что надо предпринять, чтобы спасти отечественное животноводство.
 
В течение месяца Шумкарбек Адилбек уулу в городе Обихиро (острова Хоккайдо) проходил курс "Гигиена и контроль качества продукции животноводства". Обучение было организовано Японским международным агентством сотрудничества (JICA) в Кыргызстане. Цель стажировки – воспитать трудовые ресурсы, которые бы инициировали внедрение системы и методов, улучшающих контроль качества и гигиены при производстве, обработке и доставке продуктов животноводства.

 
- Шумкарбек, наше молочное животноводство действительно в упадке?
 
- Ситуация удручающая. В последние несколько лет идет тенденция к дефициту молока в республике. Это не было неожиданностью. Такая ситуация складывалась из-за низкого экономического эффекта и отсутствия рентабельности от содержания молочного скота. Ведь содержание до 10 голов традиционных местных пород при нынешних закупочных ценах перерабатывающих заводов иногда даже не покрывает затраты на корм и прививки.
 
Многие фермеры переходят на откорм скота мясного направления – им так выгодней и удобней. А так как большую часть молока поставляют на рынок именно эти мелкие производители, в стране ощущается дефицит молока.
 
- По информации JICA в Кыргызстане, их специалисты установили: четверть произведенного у нас молока не пригодна к употреблению.
 
- У меня нет данных этого исследования. Но, скорее всего, эти показатели верные. Ни для кого не секрет, что животноводческая отрасль у нас развивается стихийно и бессистемно. Вопросы качества в большинстве случаев остаются на совести производителей сельхозпродукции, а система наказаний и санкций используются крайне редко и выборочно. Все дело в том, что отсутствует полная цепочка контроля.
 
- А как в Японии?
 
- В Стране восходящего солнца выработан четкий системный подход к вопросам качества продукции животноводства. Покупая мясо в супермаркете, потребитель, забив идентификационный номер веб-сайте Минсельхоза Японии, может узнать, от какой коровы это мясо, где было выращено животное, какими кормами питалось, какие прививки получало. Конечно, это позволяет гарантировать высокое качество мясных продуктов.
 
- А вы пробовали японское мясо?
 
- Да. И очень интересной показалось методика подготовки мясных продуктов. У нас как: зарезали бычка, и через несколько часов мясо уже на рынке. А в Японии в течение трех недель его хранят при температуре до +10. Различные испытания и исследования подтвердили: мясо после трехнедельной выдержки становится особенно мягким и сочным. Пробовал – понравилось.
 
- Наверное, вас еще что-то удивило в Стране восходящего солнца?
 
- Конечно, развитость научного похода. Японцы уже изучили и нашли средства борьбы с вирусами, о которых мы даже не слышали. Этими вопросами занимаются огромные государственные и общественные институты.
 
На одной из лекции нам предоставили статистику развития молочной отрасли Японии с 1946 года. Удивительно, что среднее количество крупного рогатого скота, годовой уровень надоя в 70-х годах прошлого века находился там на том уровне, который у нас сейчас! И именно в то время на одно фермерское хозяйство приходилось от 2 до 5 коров, средний удой молока в год составляется 3-4 тонны.
 
- В чем же секрет японского чуда, на ваш взгляд?
 
- Думаю в том, что там сельское хозяйство прежде всего бизнес. Государство помогает создавать условия, но предъявляет повышенные требования к качеству продукции. Там фермер не переживает, как ему продавать свою продукцию, где брать корма. Построена четкая система взаимоотношений между производителями, сельхозкооперативами и переработчиками, она позволяет работать на объем и получать выгоду.
 
Кыргызстанцы, к сожалению, считают домашний скот неотъемлемой частью традиционного быта, запасными средствами: есть корова, если денег не будет, продам ее. А не воспринимают как некий экономический актив, с помощью которого можно заработать. А кто все же хочет открыть крупную ферму, не имеет на то возможности. Между тем молочные заводы стремятся у сельчан принять молоко подешевле, не мотивируя их к качеству.
 
Также у нас недостаточно развита культура потребления молока, что тоже сказывается на объемах производства. Между тем в Японии государственные органы прилагают всевозможные усилия для потребления продукции сельского хозяйства.
 
- И все же, возможно японские наработки внедрить в Кыргызстане?
 
- Конечно. Сначала, думаю, следует у нас решить актуальные вопросы гигиены и контроля качества. Для этого выстроить цепочку интересов, прежде всего между государством, которое получает налоги, и производителем, определить, какие обязательства должны быть у каждой стороны. Новации надо внедрять не насильно, а обдуманно и просчитанно, чтобы производители и переработчики сами были заинтересованы в этом, для своего же роста.
 
Весной по итогам стажировки наша ассоциация проведет ряд мероприятий в селах. Думаю, они тоже принесут эффект. Радует, что более 6 тысяч фермеров уже вошли в нашу ассоциацию, чтобы решать проблемы сообща.
 

Facebook comments